Нужен ли маркетолог в медицинском центре

02.05.2018
Виктория Шматкова, к.э.н., MBA, Генеральный директор ZERTS TD
Да, в стране изменилось многое – но при этом не изменилось главное.
Первое: мало кто хорошо знает маркетинг.
Второе: мало кто правильно использует его в своей работе.

И. Манн


Из объявлений о приеме на работу:

Маркетолог в медицинскую компанию
Организация: сеть диагностических лабораторий
Требования к кандидату:
Образование: высшее медицинское или биологическое, приветствуется научная степень.
Хорошее знание ПК, 1С, Возраст: 28 – 40 лет, опыт работы.


Складывается впечатление, что маркетологов не очень любят в медицинской сфере. Руководители медицинских центров готовы поручить эту работу другим специалистам и уверены, что для продвижения им нужен человек с медицинским образованием.

Прежде, чем ответить на вопрос статьи, давайте разберемся, кто такой маркетолог и что он может делать в медицинском центре.

Маркетолог – это специалист, который занимается созданием, продвижением и предоставлением продукта или услуги покупателям, а также управлением взаимоотношениями с ними с выгодой для организации.

Конечно, в медицинском центре маркетолог не создает новых услуг, однако, другие составляющие маркетинга в полной мере могут быть применены в медицинском центре. В целом, маркетолог должен успешно применять все методы продвижения медицинского центра, такими как:

  • Продвижение сайта
  • Реклама в социальных сетях
  • Вирусный маркетинг
  • Медицинские форумы и блоги
  • Печатная реклама
  • Наружная реклама
  • СМИ
  • Выставки, конференции, мероприятия
  • CRM-система работы с клиентами

И это далеко не все методы. Вы еще думаете, что на эту должность вам нужен врач по образованию?

Открою небольшой секрет, вернее, для сферы маркетинга это давно не секрет: для профессионального маркетолога, по большому счету, не имеет большого значения, в какой сфере он работает: в продажах товаров или услуг. Главное – это навыки в продвижении и умение адаптировать знания для любой сферы.

Например, если вы берете на работу маркетолога, который не работал в медицинской сфере, ему потребуется время на изучение ваших клиентов и приносимый ими доход за прошлые периоды, наличие сезонности, сопоставление ваших планов по выручке с текущими показателями и наличием необходимых мощностей в клинике (кадров и площадей) для расширения, чтобы не получилось так, что вы не сможете обслужить новых привлеченных пациентов. Потребуется анализ конкурентного окружения и сопоставление вашей клиники с ним.

После этого потребуется проанализировать, какими способами можно привлечь новых клиентов и какие способы продвижения применить. Параллельно маркетолог сопоставит бюджет для проведения запланированных мероприятий. Таким образом, результатом первых месяцев работы маркетолога должен стать маркетинговый план с подробным бюджетом.

Вывод очевиден: маркетолог должен быть профессиональным.

Теперь ответим на главный вопрос статьи: так нужен ли маркетолог в медицинском центре?

Давайте рассмотрим ситуацию: вы открываете небольшой медицинский центр. Ваш бюджет ограничен, а первоначальные затраты уже превышают ваши планы.

Конечно, целый отдел маркетинга или "звезда" маркетинга вам не по карману. Но справится ли молодой специалист-маркетолог с небольшим опытом работы с продвижением нового медицинского центра? Хватит ли у него мотивации? Разочарую, но нет!

Исход тут один: через полгода вы его уволите, поскольку он не оправдал ваших ожиданий, а ведь был хороший парень...

Что же делать?

Не секрет, что наиболее мотивированными сотрудниками, которые по-настоящему любят свой медицинский центр, являются только лишь собственники, которые вложили душу в свое "детище".

Поэтому занимайтесь маркетингом и продвижением сами! Только в этом случае вы получите гарантировано хороший результат.

Не хватает знаний? Обращайтесь в рекламные и маркетинговые агентства, лучше специализированные. Не все агентства запросят высокую плату за услуги, часто это не больше, чем зарплата вашего маркетолога.

Контролируйте результат! Задача агентства разработать грамотный план продвижения, а реализацию этого плана вы сможете взять на себя или уже имеющихся сотрудников. В этом случае вы будете уверены, что ваш план даст результаты, а вам нужно только проконтролировать его выполнение.

Когда нужно все-таки взять своего маркетолога?

  • Когда вы сами уже не будете справляться, а мелкой работы в продвижении, которую вы знаете, как делать, уже много. Продолжайте контролировать процесс продвижения и действуйте в соответствии с маркетинговым планом.
  • Когда ежемесячные услуги агентства стоят дороже, чем зарплата хорошего маркетолога.
  • Если вы открываете крупный медицинский центр со штатом более 100 человек.

Итак, взять на работу маркетолога или обратиться в маркетинговое агентство – решать Вам. Одно я знаю совершенно точно: вашим продвижением должны заниматься профессиональная команда маркетологов с большим опытом работы!




Маркетолог с более чем 10-летним опытом работы на медицинском рынке

кандидат экономических наук, master of business administration (МВА)

Шматкова Виктория